Дата публикации: 30 марта 2022
Качели административных решений по продвижению отечественных IT технологий достигали разных высот и падений. Все началось с исторического решения Академии наук СССР в 1966 году по переходу на IBM-ориентированные ЭВМ и быстрому сокращению поддержки отечественных разработок. Потом постановление правительства России от 2010 года №2299-р о переходе органов власти на свободное программное обеспечение, постановление правительства от 2015 года №1236 о запрете иностранного программного обеспечения для органов власти.
Отечественная инженерия не успевала за принятием решений. То мы разрабатывали отечественный продукт, то копировали его у запада, то просто переходили на западные платформы не желая поддерживать свои разработки.
При этом цифровая отрасль была необходима. Необходима но оторвана от реальности.
основными проблемами импортозамещения программного обеспечения выступают социальные аспекты:
1. Низкий уровень мотивации внедрения отечественных разработок. Заказчик, как правило, не осознает долгосрочную перспективу и очень легко подкупается краткосрочными благами.
2. Плохая осведомленность ИТ-директоров о социально-экономических возможностях и преимуществах существующих российских цифровых платформ, зачастую просто отсутствует задача поиска лучших альтернатив, а старое доброе западное уже привычно.
3. Недостаточный уровень кадрового обеспечения. Несомненно, западные продукты, поступая на мировой рынок и обладая многолетним опытом, имеют преимущество в простоте установки и применения – это очень подкупает специалистов по внедрению. Куда проще установить западный продукт одним кликом, чем перечитывать инструкции для нового российского софта.
4. Недостаточное понимание заказчиками и ИТ-директорами собственных бизнес-процессов или недостаточная информатизация текущих процессов. Такое законсервированное непонимание хранит верность западным продуктам и не позволяет тратить энергию на созидательное планирование будущего вместе с российскими вендорами. Многочисленные вендоры программного обеспечения и разработчики обладают недостаточными ресурсами и навыками для популяризации своих продуктов. Отсутствие зачастую софт-скиллс у ответственных за продажи и продвижение приводит к недостаточному пониманию социально-экономической ценности продуктов, а значит, теряется контакт с потребителем. Западные вендоры, напротив, отлично понимают бизнес-задачи и готовы взять на свой борт российских разработчиков и за них поговорить с заказчиком.
А значит, для достижения национальных планов, помимо государственных мер поддержки ИТ-отрасли, важно двигаться в парадигме трех ключевых принципов:
1. Вовлеченность вендоров – предоставление всей необходимой информации о продуктах и об организации; постоянное развитие программного обеспечения и работа над совместимостью с продуктами экосистемы; информирование о новых возможностях и внедрениях.
2. Отраслевая коллаборация – консолидация опыта и рекомендаций по всем аспектам применения программного обеспечения в госорганах и госкомпаниях; поиск и тиражирование лучших практик цифровой трансформации; совместный поиск решений возникающих вопросов.
3. Открытость для потребителя – возможность получить всю необходимую информацию о программах для решения рабочих задач в открытом формате или по запросу.
Сейчас мы пытаемся восстановленить свой цифровой кластер. Это хорошо. Но плохо, что многие управленцы видят в IT сфере экономически самостоятельное начало. К сожалению, эти люди не понимают что цифровые технологии это услуга развитых технологий, а специалисты это технический персонал в данной сфере. Излишняя идеализация «цифровой экономики» приводит к краху реальной экономики. Оттоку молодых кадров ра рубеж. Переформатированию мозгов молодёжи, изменению и деформации сознания.
Цифра не может прокормить! Цифра может обеспечить быстрый темп реальной экономики. И это аксиома. Надо готовить специалистов под реальный современный рынок, но при этом развивать цифровые технологии и научные ресурсы.
Информационная служба Всероссийского портала "Молодой специалист" msrabota.ru