Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Невидимые рулевые: как работает служба управления наземным транспортом

Дата публикации: 22 августа 2024

Рассказываем, как диспетчеры ежедневно регулируют работу автобусов и электробусов. 
 

Эти люди, сидя за компьютерами в офисе, могут разрулить в прямом и переносном смысле практически любую дорожную ситуацию: направить автобусы и электробусы по другой трассе, если вдруг путь преградило упавшее дерево, запустить дополнительные машины в случае закрытия станций метро, проинформировать водителей об изменении маршрута. Пассажиры их не видят и, вероятно, даже не догадываются о существовании таких специалистов. Тем не менее именно диспетчеры службы управления наземным транспортом (СУНТ) отвечают за безопасное движение на московских улицах. 13 августа ей исполняется два года.

«Два года назад мы запустили самую инновационную диспетчерскую службу России. Ее сотрудники делают все, чтобы транспорт прибывал вовремя. Сегодня расписание автобусов и электробусов соблюдается на 95 процентов. Мы продолжим развивать современные технологии для повышения комфорта поездок по городу в соответствии с поручением Сергея Собянина», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов

Корреспонденты mos.ru побывали в офисе организации и узнали, как диспетчеры 24 на семь следят за движением всех автобусов и электробусов Москвы.

Единый центр для всей столицы

Служба управления наземным транспортом находится на Новохохловской улице рядом с одноименными станциями Московского центрального кольца и второго Московского центрального диаметра (МЦД-2) в серебристом здании с большими окнами.

«Служба управления наземным транспортом появилась на базе государственного унитарного предприятия “Мосгортранс”. С 1968 по 2022 год диспетчеры работали в территориальных отделениях Мосгортранса, каждый отвечал за свой участок. Но с расширением транспортной сети столицы стало очевидно, что необходим единый центр управления наземным транспортом, подчиняющийся общим правилам, логистике, отвечающий за развитие всех маршрутов в городе, где все прозрачно и собрано в одну систему. В этом бизнес-центре мы решили обосноваться после того, как провели опрос сотрудников: большинству оказалось удобно приезжать на Новохохловскую. К тому же здесь комфортная организация рабочего пространства», — объясняет руководитель службы управления наземным транспортом Иван Феньков.

Офис службы — это, по сути, одна большая комната с панорамными окнами. Все диспетчеры находятся рядом — если возникает вопрос к коллегам, не нужно никуда бежать. При этом расстояние между рабочими местами достаточное для того, чтобы каждый из 75 операторов, вышедших на смену (а всего их 300), чувствовал себя в персональном кабинете. К тому же у столов есть перегородки. Руководители трудятся в этом же помещении, но за стеклянными стенками. Там они планируют и координируют работу диспетчерских отделов.

Мы идем между рабочими столами. Люди в серых рубашках и синих жилетках, преимущественно женщины, не отрываясь следят за мониторами. Их три на каждом столе. На левом дисплее — интерактивная карта округа Москвы, за который отвечает диспетчер, на центральном — оперативная информация о движении наземного транспорта в режиме реального времени, на правом — список маршрутов и автобусов, делегированных специалисту.

«Каждый диспетчер отвечает за 12–15 маршрутов. Количество зависит от должности специалиста», — рассказывает заместитель начальника управления СУНТ Павел Попов.

Всего в ведении службы 900 маршрутов автобусов и электробусов и семь тысяч единиц техники.

Секунды на решение 

Диспетчеры трудятся по графику «сутки через трое». Приходят на работу к девяти утра, принимают смену, узнают, что произошло за последние часы, и включают на максимум свой профессионализм.

«Стрессоустойчивость, аккуратность, внимательность, коммуникабельность — главные качества диспетчера. Как правило, в течение дня что-нибудь случается: ураган повалил деревья на трассу, автомобильная авария преградила путь. Во всех подобных ситуациях нужно оперативно связаться с водителями и старшим диспетчером, принять единственное правильное решение», — говорит Иван Феньков. Он, кстати, сам начинал с должности диспетчера 10 лет назад, поэтому знает специфику работы изнутри.


 

Задача диспетчера — сделать так, чтобы весь транспорт в течение его смены ходил по расписанию. Специалист следит за машинами по спутниковой карте, сверяет с запланированными интервалами движения. Все хорошо — линия движения транспорта зеленая. Что-то пошло не так — становится желтой или красной. Сбой называется нештатной ситуацией. Для каждой из них прописан алгоритм действий. Диспетчер должен за считаные секунды связаться с водителем, узнать, в чем проблема, и выбрать подходящий вариант решения, например отправление со смещением графика или поиск резервной техники. Ошибиться нельзя.

Самая частая причина сбоя — дорожно-транспортные происшествия по вине других участников движения. Например, грузовик столкнулся с легковушкой, и все автобусы на маршруте оказались заблокированными. «В таких случаях диспетчер отправляет водителя по укороченному пути либо в объезд по другой дороге», — уточняет Иван Феньков.


 

Некоторые нештатные ситуации еще и нестандартные, тогда вся надежда на скорость реакции и смекалку диспетчера. Собеседник mos.ru вспоминает: недавно в ТиНАО в сильный ливень водитель увидел на остановке одинокого плачущего мальчика. Оказалось, ребенок заблудился. Пришлось задержать рейс, чтобы позвонить в МЧС и дождаться приезда спецслужб. В это время диспетчеры срочно отправили по маршруту другой автобус.

Быть у руля 

На должность диспетчера в службу принимают с образованием не ниже среднего специального. Новый сотрудник получит необходимые знания на рабочем месте. Занятия проходят в учебном классе — уменьшенной копии диспетчерской.

Новые группы до 10 человек набирают каждый месяц. Учиться предстоит шесть недель. Первые 14 дней студенты с восьми утра до пяти вечера осваивают теорию: изучают нормативные документы, термины и автоматизированную систему управления наземным транспортом. Затем столько же стажируются по графику «сутки через трое» под наблюдением опытных сотрудников. На последнем этапе они продолжают практиковаться, но уже в режиме пятидневки. И еще три месяца — испытательный срок.

«Программа обучения разработана таким образом, чтобы новым работникам было комфортно усваивать информацию. Ведь здесь требуется умение быстро принимать решения и брать на себя ответственность», — говорит преподаватель Екатерина Шабарина, чей стаж в транспортном комплексе — 27 лет.

У руля здесь себя чувствует, наверное, каждый. Служба управления наземным транспортом не только разрешает нештатные ситуации, но и разрабатывает маршруты, организует движение компенсационных автобусов, когда закрывают на ремонт или реставрацию станции метро.

«За два года мы достигли многого. На любую нештатную ситуацию теперь есть готовое решение. Открыли 35 новых маршрутов и актуализировали 55 старых в связи с запуском Большой кольцевой линии метро, МЦД-3 и МЦД-4. Ввели в эксплуатацию более 60 километров выделенных полос для пассажирских автобусов. Был также план увеличить скорость движения наземного транспорта. Это удалось сделать на четыре процента. Цифра кажется небольшой, но с точки зрения экономики городского транспорта она космическая», — резюмирует Иван Феньков.

 

 

Информационная служба Всероссийского портала  "Молодой специалист" msrabota.ru

Поделиться: